Граждане вправе участвовать в нормотворчестве органа местного самоуправления

27.02.2019

В системе форм участия населения в решении вопросов местного значения правотворческая инициатива граждан занимает важное место.

Под правотворческой инициативой понимается право граждан, обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, обязательных к рассмотрению указанными органами и должностными лицами.

Отличительная особенность муниципального нормотворчества ОМС - особая сфера реализации, а именно вопросы местного значения среди которых немаловажную роль играют вопросы социально - трудовой и предпринимательской сфер жизнедеятельности: содействие занятости населения, в том числе путем организации общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, создания рабочих мест; поддержка доходов безработных граждан; создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; защита прав потребителей; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и другие.

Инициатива в данном случае может исходить непосредственно от населения муниципального образования. Выступить с правотворческой инициативой может инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Очевидно, что здесь не встает вопроса о способности инициирующего субъекта по своей природе выявлять общую волю населения и возможные пробелы в правовом регулировании. Это может быть группа работников предприятий и организаций определенной сферы, членов профсоюзов, представителей работодателей, предпринимателей и пр. 

При этом, правотворческой инициативой считается не любое высказывание, обращенное к нормотворчеству ОМС, а только внесенное в установленном порядке. Так, в частности, это должна быть инициатива не в виде предложения о принятии муниципального правового акта, а в форме проекта муниципального правового акта.

Именно проекты, внесенные населением, могут обладать высокой степенью эффективности и быть очень своевременны.

Важным является тот факт, что федеральное законодательство закрепляет обязательность, во - первых, рассмотрения нормотворческим ОМС проекта муниципального правового акта, внесенного в качестве правотворческой инициативы граждан, в трехмесячный срок с момента его внесения, во - вторых, обеспечения возможности представителям инициативной группы граждан изложения своей позиции при его рассмотрении, в том числе на открытом заседании коллегиального ОМС, если принятие акта относится к его компетенции.

Помимо этого, обязательным является доведение в официальной письменной форме до сведения внесшей проект муниципального правового акта инициативной группы граждан мотивированного решения, принятого по результатам рассмотрения проекта. 

Публичные слушания - это публичное обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, проводимое представительным ОМС или его главой. Помимо таких особенностей данной формы, как ее относительная новизна, обеспечение непосредственного участия населения в нормотворческой деятельности ОМС и целевая направленность на выявление и учет мнения населения по поводу принимаемых муниципальных правовых актов, необходимо отметить еще несколько ее характерных черт, подчеркивающих ее потенциальную эффективность.

Во-первых, на публичное обсуждение предполагается вынесение проектов муниципальных правовых актов, разработанных ОМС, точнее их квалифицированными специалистами, которые обладают соответствующими знаниями права в различных сферах, в том числе социально - трудовой и предпринимательской, и необходимыми для этого навыками, что позволяет надеяться на высокое качество, своевременность, эффективность и увязанность с другими правовыми актами подготавливаемых проектов.

Во-вторых, публичные слушания носят коллегиальный и общедоступный характер. Эти свойства говорят о том, что в процессе публичных слушаний через дискуссии и полемику может быть выработано единое, общее, ценностное мнение различных представителей местного сообщества - работников предприятий и организаций, членов профсоюзов, представителей работодателей, молодежи, пенсионеров, предпринимателей, покупателей - которое качественно отличается от простой суммы отдельных мнений индивидов или мнения какой-либо группы граждан.

Закон предусматривает возможность проведения публичных слушаний как по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, так и по инициативе его населения, и, во-вторых, закрепляет перечень проектов муниципальных правовых актов, которые должны выноситься на публичные слушания в обязательном порядке.

Помимо этого, устав муниципального образования и (или) нормативные правовые акты представительного ОМС должны предусматривать такие гарантии проведения публичных слушаний, как заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Все выявленные сущностные характеристики публичных слушаний говорят о том, что данная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления может и должна стать наиважнейшей формой непосредственного участия населения в нормотворческой деятельности ОМС, формой прямой и обратной связи между гражданами и ОМС, влияния граждан, общественности на содержание принимаемых ОМС решений.